Среда, 22.01.2020, 08:35

...


П Л А Н Е Т А
Д Е Т С Т В А

НЕТ ГИМНА НА ЗЕМЛЕ ТОРЖЕСТВЕННЕЕ, ЧЕМ ДЕТСКИЙ СМЕХ
Меню сайта
Бесплатные СМС



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
...
Block content Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что он в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария - творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.
 

Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии, дети-индиго, гиперактивные дети имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, например, в группе продленного дня, на уроках ИЗО и технологии в начальных классах. Здесь можно организовать процесс «выстраивания» человеческих отношений с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности - имеется в виду уход за домашними питомцами, украшение своего класса, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы, и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы всегда имеет положительный результат. В творческих работах младших школьников отражается природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Очень важно при этом сочетать приемы арт-терапии с приемами формирования коммуникативных и речевых навыков: побуждать ребенка рассказывать, что он хотел изобразить, что получилось и что не очень. Ненавязчивые вопросы педагога помогают ребенку, переживая образы, обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Очень действенны и другие формы искусства - инсценировки, театральные постановки, литературное творчество. Используя приемы арт-терапии, учитель достигает следующие цели:
 
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
 

- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
 
-подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
 
- и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Ребенок младшего школьного возраста часто не может точно сформулировать то, что его тревожит. Детям иногда снятся чудовища, пугающие их своим зловещим видом. Если ребенок попробует нарисовать или придать образное значение своему страху, педагог должен объяснить, что это добрый сказочный дракон, который борется со злом и защищает маленьких детей. Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы в контакте с «трудными» детьми. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Использование некоторых приемов арт-терапии на занятиях в начальных классах могут снимать психическое напряжение.
Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким, потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Ребенок «уходит в себя», считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Арт-терапия позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций, и постепенно новые способы общения с миром, т.е. утраченные способности, восстанавливаются.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве бессознательно переносится и на обычную жизнь.
«Социальные игры" - наиболее значимые при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы, которые предполагают использование определённых норм группового поведения, в том числе в процессе совместной изобразительной деятельности участников группы.
Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах пациентов. Ученику должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы учащиеся начальных классов предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. На последующих этапах арт-терапевтического процесса ученики постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний ребенка и различных аспектов его опыта. Краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущение радости открытия, стимулировать воображение. Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы.
Использование техники коллажа нередко помогает ученикам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт детям чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.
Ребенок убеждается, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так, как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным, социализированным. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Впоследствии дети, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными. Работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое дети уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.
Современная научная арт-терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству, которое также основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того, и для другого более важен процесс творчества, а не результат. Примитивность узоров, ритмика орнамента успокаивают. Простейший орнамент - последовательность крестиков во время вышивки или на посуде или резьбы на фигурке - своеобразная медитация, которая приводит в состояние покоя, удовлетворенности.
Существует два основных подхода в арт-терапии:
1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм - сублимация и трансформация. Учитель стимулирует учащихся доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.
2. На первом месте - воспитательные цели, творческие цели вторичны. Педагогом поощряются свободные ассоциации детей и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ.
Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
 
 

Литература
1. Лебедева, Л. Д. Креативность младших школьников: контекст «развитие» [Текст] : монография. / Л. Д. Лебедева, Н. В. Бибикова - Ульяновск, УлГПУ, 2004. - 194 с.
2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 3. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : В 2-х томах. Том 1. / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технолгий, 2006. - 816 с.
 
 
 
Среда, 22.01.2020, 08:35

...