Суббота, 27.04.2024, 01:02

...


П Л А Н Е Т А
Д Е Т С Т В А

НЕТ ГИМНА НА ЗЕМЛЕ ТОРЖЕСТВЕННЕЕ, ЧЕМ ДЕТСКИЙ СМЕХ
Меню сайта
Бесплатные СМС



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
...
Block content Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

«Карта одаренности»


Общая характеристика: Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.
Первая и основная функция – диагностическая.
С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая.
Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция: Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
 
 
  • (++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
  • (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
  • (0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
  •  (–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
 
 
  1. Лист вопросов
    Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов.
  5. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  6. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  7. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  8. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  9.  Интересуется механизмами и машинами.
  10. Инициативен в общении со сверстниками.
  11. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  12. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  13. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  14. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  15. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  16. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  17. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  19. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  20. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  21. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  22. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  23. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  24. Хорошо поет.
  25. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  26. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  27. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  28. Легко общается с детьми и взрослыми.
  29. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  30. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  31. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  32. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  33. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  34. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  35.  Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  36. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  37. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  38. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  39. Хорошо понимает недосказанное. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  40. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  41. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  42. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  43. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  44. Любит музыкальные записи.
  45. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей. Движется легко, грациозно.
  50. Имеет хорошую координацию движений. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  51.  Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  52. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  53. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  54. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  55.  Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  56. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  57. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  58. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  59. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  60. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  61. Умеет делать выводы и обобщения.
  62. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  63. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  64. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  65. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  66.  Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  67. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  68. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  69. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  70. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  71. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  72. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.
  73. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  74.  Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  75. Любит игры-драматизации.
  76. Быстро и легко осваивает компьютер.
  77. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  78. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов:

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
 
  • интеллектуальная;
  • творческая;
  •  академическая (научная);
  • художественно-изобразительная;
  • музыкальная;
  • литературная;
  •  артистическая; техническая;
  • лидерская;
спортивная
 
 
Суббота, 27.04.2024, 01:02

...