-
1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
-
а) программных требований; б) содержания материала;
-
в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;
-
г) места урока в системе уроков по данной теме;
-
д) подготовленности класса;
-
е) возможности самого учителя;
-
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
-
2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
-
3. Степень достижения поставленной цели.
-
2. Анализ структуры и организации урока.
-
1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
-
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
-
3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
-
4. Рациональность использования оборудования кабинета.
-
5. Научная организация труда учителя и учащихся.
-
6. Организация начала и конца урока.
-
7. Оптимальный темп ведения урока.
-
8. Наличие плана и степень его выполнения.
-
3. Анализ содержания урока.
-
1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
-
2. Логичность изложения.
-
3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
-
4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике).
-
5. Выделение ведущих идей по данной теме.
-
6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
-
7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
-
8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
-
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
-
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
-
а) темы урока;
-
б) цели урока;
-
в) возможностей класса;
-
г) возможностей самого учителя;
-
д) учебно-материальной базы.
-
2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
-
3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
-
4. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
-
5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
-
6. Использован
-
ие средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
-
7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).
-
8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
-
5. Анализ работы учащихся на уроке.
-
1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. 2. Интерес к теме или к уроку.
-
3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке
-
). Культура труда на уроке.
-
4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требована учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
-
5. Наличие навыков самоконтроля.
-
6. Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
-
7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
-
8. Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.
-
6. Анализ домашнего задания.
-
1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
-
2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
-
3.Объем домашнего задания (чем определяется).
-
3. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
-
4. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
-
5. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
-
6. Методика задания на дом, инструктаж.
-
7. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?».
-
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
-
1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
-
2. Соответствие мебели возрасту учащихся.
-
3. Уровень освещенности, чистота помещения.
-
4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
-
5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
-
6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).
-
7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
-
8. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
-
8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования).
-
1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
-
2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
-
3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок; способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
-
4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.
-
5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материал;
-
6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
-
7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения
-
8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.
-
9. Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.